Машинная математика

Основы машинной математики

В любом языке программирования можно выполнять математические операции любой сложности. Delphi в этом вопросе не исключение. Но пока мы не будем рас­сматривать все возможности этого языка в данной области, а остановимся только на математических операциях. В табл. 2.1 представлены основные математические операции языка, которые мы будем использовать.

Таблица 2.1. Основные математические операции Delphi

Математическая операция

Описание

?

Умножить

/

Разделить

Sqr

Квадрат

Sqrt

Квадратный корень

+

Сложение

-

Вычитание

: =

Присвоить значение

 

Все эти операции выполняются в том же порядке, в котором перечислены. На­пример, результатом вычисления выражения 2+2*2 будет 6, а не 8, потому что сна­чала выполняется операция умножения, а потом сложения. Если вы хотите сначала выполнить сложение, а потом вычитание, то, как и в математике, нужно использо­вать скобки (2+2) *2=8. В этом случае результат будет совершенно другим.

Для изучения компьютерной математики необходимо уяснить ряд понятий и мы начнем с понятия переменной.

Переменная — это ячейка оперативной памяти, в которую можно записывать различные значения. Чаще всего этой ячейке памяти ставится в соответствие какое- нибудь имя. Например, можно определить переменную с именем р. Ей, в свою оче­редь, можно присваивать значения, например, 5. Для этого достаточно записать выражение f:=5. Последовательность символов — знак двоеточия и равно означа­ют здесь операцию "присвоить".

Почему для присвоения значения используется именно :=, тогда как мы при­выкли к простому знаку равенства? Это необходимо, чтобы отделить операцию присваивания от операции сравнения. Знак равенства в Delphi используется для сравнения чисел, а : = для присваивания значения переменным.

Значения переменных можно копировать. Допустим, имеется еще одна пере­менная g. Ей можно присвоить значение переменной f с помощью простого при­сваивания g : =f. После этого в переменной g тоже будет значение 5.

Переменной можно присваивать результаты каких-то вычислений, например: f: =10/2. Это достаточно простой пример. А вот уже целое выражение с использо­ванием переменных:

f:=5;

G: =10;

f:=g/2.

Имя переменной может состоять как из одной, так и из нескольких букв. Напри­мер, переменная может иметь имя str или Myvariabie. Единственное ограничение, которое следует здесь учитывать, — это то, что имя должно состоять из английских букв и не должно использовать зарезервированные слова (о зарезервированных словах будет сказано немного позже). Вы также можете в имени переменной ис­пользовать числа (желательно в конце), например, stri, str2, str3 и т. д.

 

СОВЕТ. Назначайте переменным осмысленные имена. Когда вы начнете писать боль­шие программы, тяжело будет разобраться, что означает переменная i, b, stri или Temp.

Тип переменной— это тип значения, которое можно присвоить переменной. Очень часто используют термин тип данных, потому что это действительно тип данных, хранящихся в переменной. Он показывает, какого типа информация может быть присвоена переменной (помещена в выделенную область памяти). В Delphi принято обязательно указывать типы переменных, чтобы сразу можно было опре­делить, какую информацию можно туда записать, а какую нет.

Язык Delphi строго типизирован и требует, чтобы каждая переменная имела свой тип. Да, есть возможность выделить память, не указывая тип или указав тип variant (забегая вперед, скажу, что этот тип позволяет хранить любые типы дан­ных). Но для выполнения операций нетипизированные данные должны быть при­ведены к определенному типу.

Существует несколько основных типов переменных, которые на данный момент времени необходимо четко представлять (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Основные типы данных в Delphi.

Название типа

Описание

Дополнительная информация

Integer

Целое число

Переменная этого типа может принимать в качестве значения любые целые числа, как положительные, так и отрицательные

Real

Вещественное число

Переменная этого типа может принимать в качестве значения целые и дробные числа со знаком и без

! String

j

Строка

Переменная этого типа может принимать в качестве значения любые символы и наборы символов

3oolean

Булево значе­ние

Переменная может принимать значение true или false (истина или ложь). Этот тип очень часто ис­пользуется для организации логики

 

В табл. 2.2 приведены только основные типы данных. Реально их намного больше. Когда мы перейдем к программированию, вы познакомитесь с большим количеством типов.

Строки—это любые символы или наборы символов. В языке Delphi они выде­ляются одинарными кавычками, например,'Привет. Строки так же можно при­сваивать переменным, как и любое другое значение. Например:

 

Str — строковая переменная.

Str:='Привет!!!'

 

Изложенного материала будет достаточно для понимания переменных и пере­хода к блок-схемам.

dle

Помоги проекту! Расскажи друзьям об этом сайте: