Основы машинной математики
В любом языке программирования можно выполнять математические операции любой сложности. Delphi в этом вопросе не исключение. Но пока мы не будем рассматривать все возможности этого языка в данной области, а остановимся только на математических операциях. В табл. 2.1 представлены основные математические операции языка, которые мы будем использовать.
Таблица 2.1. Основные математические операции Delphi
|
Все эти операции выполняются в том же порядке, в котором перечислены. Например, результатом вычисления выражения 2+2*2 будет 6, а не 8, потому что сначала выполняется операция умножения, а потом сложения. Если вы хотите сначала выполнить сложение, а потом вычитание, то, как и в математике, нужно использовать скобки (2+2) *2=8. В этом случае результат будет совершенно другим.
Для изучения компьютерной математики необходимо уяснить ряд понятий и мы начнем с понятия переменной.
Переменная — это ячейка оперативной памяти, в которую можно записывать различные значения. Чаще всего этой ячейке памяти ставится в соответствие какое- нибудь имя. Например, можно определить переменную с именем р. Ей, в свою очередь, можно присваивать значения, например, 5. Для этого достаточно записать выражение f:=5. Последовательность символов — знак двоеточия и равно означают здесь операцию "присвоить".
Почему для присвоения значения используется именно :=, тогда как мы привыкли к простому знаку равенства? Это необходимо, чтобы отделить операцию присваивания от операции сравнения. Знак равенства в Delphi используется для сравнения чисел, а : = для присваивания значения переменным.
Значения переменных можно копировать. Допустим, имеется еще одна переменная g. Ей можно присвоить значение переменной f с помощью простого присваивания g : =f. После этого в переменной g тоже будет значение 5.
Переменной можно присваивать результаты каких-то вычислений, например: f: =10/2. Это достаточно простой пример. А вот уже целое выражение с использованием переменных:
f:=5;
G: =10;
f:=g/2.
Имя переменной может состоять как из одной, так и из нескольких букв. Например, переменная может иметь имя str или Myvariabie. Единственное ограничение, которое следует здесь учитывать, — это то, что имя должно состоять из английских букв и не должно использовать зарезервированные слова (о зарезервированных словах будет сказано немного позже). Вы также можете в имени переменной использовать числа (желательно в конце), например, stri, str2, str3 и т. д.
Тип переменной— это тип значения, которое можно присвоить переменной. Очень часто используют термин тип данных, потому что это действительно тип данных, хранящихся в переменной. Он показывает, какого типа информация может быть присвоена переменной (помещена в выделенную область памяти). В Delphi принято обязательно указывать типы переменных, чтобы сразу можно было определить, какую информацию можно туда записать, а какую нет.
Язык Delphi строго типизирован и требует, чтобы каждая переменная имела свой тип. Да, есть возможность выделить память, не указывая тип или указав тип variant (забегая вперед, скажу, что этот тип позволяет хранить любые типы данных). Но для выполнения операций нетипизированные данные должны быть приведены к определенному типу.
Существует несколько основных типов переменных, которые на данный момент времени необходимо четко представлять (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Основные типы данных в Delphi.
|
В табл. 2.2 приведены только основные типы данных. Реально их намного больше. Когда мы перейдем к программированию, вы познакомитесь с большим количеством типов.
Строки—это любые символы или наборы символов. В языке Delphi они выделяются одинарными кавычками, например,'Привет. Строки так же можно присваивать переменным, как и любое другое значение. Например:
Str — строковая переменная.
Str:='Привет!!!'
Изложенного материала будет достаточно для понимания переменных и перехода к блок-схемам.